Статья 118 КАС РФ, регламентирующая применение таких мер процессуального принуждения, как ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение участника судебного разбирательства слова, содержит положения, аналогичных которым нет ни в ГПК РФ, ни в АПК РФ.
В п. 1 ст. 118 КАС РФ, регламентирующем ограничение выступления участника судебного разбирательства, прослеживаются аналогии с положениями ч. 5 ст. 292 УПК РФ, которыми в отношении содержания и порядка прения сторон предусмотрено следующее: суд не вправе ограничивать продолжительность прений сторон; при этом председательствующий вправе останавливать участвующих в прениях лиц, если они касаются обстоятельств, не имеющих отношения к рассматриваемому уголовному делу, а также доказательств, признанных недопустимыми. В отличие от данных положений в п. 1 ст. 118 КАС РФ случай, когда участник судебного разбирательства касается доказательств, признанных недопустимыми, не упоминается.
Пункт 2 ст. 118 КАС РФ содержит положения, аналогичных которым в УПК РФ нет. Основанием для лишения участника судебного разбирательства слова является наличие хотя бы одного из следующих действий, им совершенных: самовольное, т.е. без разрешения на то председательствующего, нарушение последовательности выступлений; повторное неисполнение требований председательствующего; включение в выступление грубых выражений или оскорбительных высказываний; призыв к осуществлению действий, преследуемых в соответствии с законом, т.е. к совершению правонарушений.
Как разъяснено в п. 44 Постановления Пленума ВС России 2016 г. N 36, по смыслу ч. 4 ст. 117, ст. 118 КАС РФ, принятие такой меры процессуального принуждения, как ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение участника судебного разбирательства слова, не требует вынесения определения в виде отдельного судебного акта; разрешение вопроса о применении данной меры осуществляется председательствующим в судебном заседании, о чем указывается в протоколе судебного заседания. Обжалование ее применения возможно лишь при обжаловании итогового судебного акта, принятого на соответствующей стадии процесса (ст. 202 КАС РФ).
В пункте 7 Постановления Пленума ВС России 2017 г. N 21 разъяснено следующее:
- мера процессуального принуждения в виде ограничения выступления участника судебного разбирательства выражается в ограничении в разумных пределах времени его выступления. Данная мера применяется в случаях выступления такого лица по вопросам, не имеющим отношения к судебному разбирательству, то есть не связанным с административным делом в целом либо с отдельным рассматриваемым судом заявлением (ходатайством) по данному делу, например заявлением об отсрочке исполнения решения суда или о распределении судебных расходов (ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 92, п. 1 ст. 118 КАС РФ);
- участник судебного разбирательства, нарушающий установленное судом ограничение, может быть лишен слова после того, как его выступление было ограничено судом во времени и соответствующее время истекло (п. 2 ст. 118, ч. 5 ст. 171 КАС РФ);
- основаниями для лишения слова также являются такие совершенные в ходе выступления участника судебного разбирательства действия (бездействие), как нарушение последовательности выступлений, двукратное неисполнение требований председательствующего, допущение грубых выражений или оскорбительных высказываний либо призывы к осуществлению действий, преследуемых в соответствии с законом (п. 2 ст. 118 КАС РФ);
- неисполнение участником судебного разбирательства требований председательствующего, использование им в ходе судебного заседания грубых выражений или оскорбительных высказываний либо призывы к осуществлению действий, преследуемых в соответствии с законом, совершенные в период, когда ему не было предоставлено слово для выступления, являются основанием для объявления предупреждения, удаления из зала судебного заседания (ст. 119 КАС РФ).