В ст. 117 КАС РФ закреплены общие положения об основаниях и порядке применения мер процессуального принуждения. Подобные общие положения не содержатся ни в ГПК РФ, ни в АПК РФ, ни в УПК РФ, хотя данные Кодексы устанавливают отдельные правила применения той или иной меры процессуального принуждения.
Части 1 и 2 ст. 117 КАС РФ содержат положения-принципы оперативности и однократности применения мер процессуального принуждения. Первое из этих положений предопределено предназначением мер процессуального принуждения - устранению препятствий осуществления административного судопроизводства. Второе же из положений соответствует общеправовому принципу однократности привлечения к ответственности за правонарушение.
В пункте 42 Постановления Пленума ВС России 2016 г. N 36 разъяснено следующее: частью 1 ст. 117 КАС РФ установлено правило о том, что мера процессуального принуждения применяется немедленно после совершения предусмотренного нормами КАС РФ процессуального нарушения; вместе с тем необходимо учитывать, что такая мера процессуального принуждения, как судебный штраф, не во всех случаях может быть применена немедленно, поскольку согласно ч. 1 ст. 123 КАС РФ вопрос о наложении судебного штрафа разрешается в судебном заседании, в т.ч. проводимом после принятия решения по административному делу (например, когда штраф налагается за непредставление или несвоевременное представление доказательств на лицо, не являвшееся участником судебного разбирательства).
Как разъяснено в п. 3 Постановления Пленума ВС России 2017 г. N 21, мера процессуального принуждения может быть применена к лицу, участвующему в деле, его представителю, иному лицу, выступающему в суде от имени лица, участвующего в деле (например, к должностному лицу - руководителю органа государственной власти), к лицу, содействующему осуществлению правосудия, гражданину, присутствующему в зале судебного заседания, лицу, на которое процессуальным законом или судом на основании процессуального закона возложена определенная процессуальная обязанность; поскольку согласно ч. 2 ст. 117 КАС РФ одно нарушение может служить основанием для применения лишь одной меры процессуального принуждения, не допускается применение мер процессуального принуждения за одно нарушение и к органу государственной власти (организации), и к руководителю данного органа (организации).
В ч. ч. 3 и 4 ст. 117 КАС РФ определен общий порядок мер процессуального принуждения: в ч. 3 - ограничения выступления участника судебного разбирательства и лишения участника судебного разбирательства слова; в ч. 4 - всех иных мер процессуального принуждения, т.е. предупреждения, удаления из зала судебного заседания, привода, обязательства о явке, судебного штрафа.
Следует подчеркнуть, что речь идет лишь об общих положениях о порядке применения мер процессуального принуждения. Так, согласно ч. 3 ст. 120 КАС РФ в определении суда о приводе кроме сведений, предусмотренных ч. 4 ст. 117 данного Кодекса, указываются дата, время и место, куда лицо должно быть доставлено, а также какому территориальному органу по обеспечению порядка деятельности судов и исполнению актов поручается осуществление привода.
В пункте 6 Постановления Пленума ВС России 2017 г. N 21 со ссылками на положения ч. 4 ст. 2, ст. 45, ч. 4 ст. 117 КАС РФ разъяснено, что граждане, присутствующие в судебном заседании, но не являющиеся лицами, участвующими в деле, в случаях применения к ним меры процессуального принуждения наделяются правами и обязанностями лиц, участвующих в деле, в части производства, касающегося применения соответствующей меры.