Часть 1 ст. 7 КАС РФ содержит положение, в точности аналогичное положению ч. 1 ст. 8 ГПК РФ о том, что при осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Точно такое же положение закреплено в ч. 1 ст. 5 АПК РФ. Более общим положением ч. 1 ст. 5 Закона 1996 г. о судебной системе предусмотрено, что суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону. В свою очередь, в основе рассматриваемого регулирования лежит норма ч. 1 ст. 120 Конституции РФ, устанавливающая, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
Положения ч. 2 ст. 7 КАС РФ закреплены по аналогии с положениями ч. 2 ст. 8 ГПК РФ, которыми предусмотрено следующее: судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие; любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность. Подобным образом в ч. 2 ст. 5 АПК РФ предусмотрено, что какое-либо постороннее воздействие на судей арбитражных судов, вмешательство в их деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан запрещаются и влекут за собой ответственность, установленную законом.
В ч. 2 ст. 7 КАС РФ имеется в виду административная ответственность, предусмотренная ст. 17.3 "Неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов" КоАП РФ, а также уголовная ответственность, установленная ст. ст. 295 "Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование", 296 "Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования", 297 "Неуважение к суду", 298.1 "Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава" и 311 "Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса" УК РФ.
Часть 3 ст. 7 КАС РФ воспроизводит положение ч. 2 ст. 5 Закона 1996 г. о судебной системе о том, что гарантии независимости судей устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом. Это же положение закреплено в ч. 3 ст. 8 ГПК РФ и ч. 3 ст. 5 АПК РФ.
Гарантиям независимости судьи посвящена статья 9 Закона 1992 г. о статусе судей, в которой (в ред. Федерального закона от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ <82>) предусмотрено следующее:
--------------------------------
<82> www.pravo.gov.ru. 2014. 12 марта.
- независимость судьи обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу (п. 1);
- судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление;
- судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об оружии" (п. 2);
- Судебный департамент при ВС России и его органы в субъектах РФ осуществляют меры по созданию условий, необходимых для судебной деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению (п. 3);
- гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные данным Законом 1992 г. о статусе судей, распространяются на всех судей в России и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами РФ и субъектов РФ (п. 4).
Положения ч. 4 ст. 7 КАС РФ аналогичны следующим положениям ч. 4 ст. 8 ГПК РФ: информация о внепроцессуальных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судьям по гражданским делам, находящимся в их производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по гражданским делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по гражданским делам. Подобные положения закреплены и в ч. 2.1 ст. 5 АПК РФ.