1. Независимо от того, в каком порядке и каким должностным лицом Верховного Суда РФ принимается определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ, по результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления с делом в порядке надзора Президиум Верховного Суда РФ наделяется определенным объемом полномочий, закрепленных в комментируемой статье.
Законодатель в ч. 1 комментируемой статьи предусмотрел исчерпывающий перечень полномочий Президиума Верховного Суда РФ по принятию решений по результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления с делом в порядке надзора. Сравнительный анализ положений рассматриваемой нормы и ч. 1 ст. 390 комментируемого Кодекса позволяет сделать вывод о схожести полномочий суда надзорной инстанции и суда кассационной инстанции. Однако по своему объему полномочия суда надзорной инстанции шире, чем полномочия судов кассационной инстанции, поскольку объектом обжалования в порядке надзора выступают и судебные постановления судов кассационной инстанции. В результате реализации своих полномочий суд надзорной инстанции уполномочен на рассмотрение и отмену сразу нескольких судебных постановлений, вынесенных судами нижестоящих инстанций. Так, Президиум Верховного Суда РФ вправе либо отменить судебные акты суда одной из инстанций либо сразу нескольких судов различных уровней, либо изменить какой-либо из актов суда нижестоящей инстанции, либо оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений. Вопрос об оставлении судебного акта в силе, его отмене или изменении решается исходя из того, нарушает ли то или иное обжалуемое судебное постановление права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы или единообразие в толковании и применении судами норм права.
Требование отмены судебного постановления суда нижестоящей инстанции, исходя из фундаментальности нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных гражданским процессуальным законодательством, не является случайным, поскольку история судебного надзора убеждает, что различие в основаниях к отмене судебных постановлений всегда было одним из главных критериев разграничения кассационного и надзорного способов пересмотра актов правосудия <142>.
--------------------------------
<142> См.: Комиссаров К.И. Теоретические основы судебного надзора в сфере гражданского судопроизводства: Автореф. дис. ... доктора юрид. наук. Свердловск, 1971. С. 31.
2. Полномочия Президиума Верховного Суда РФ по результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления с делом в порядке надзора условно можно поделить на три группы, в зависимости от судьбы обжалуемого судебного постановления и надзорных жалобы, представления.
Первую группу составляют полномочия по оставлению судебных постановлений без изменений, в том числе одного из принятых по делу обжалуемых судебных постановлений, а жалоб - без удовлетворения (п. п. 1, 4 комментируемой части). Пересмотр в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, возможен лишь как дополнительная гарантия законности таких актов, что предполагает установление особых оснований и процедур производства в данной стадии процесса, соответствующих ее правовой природе и предназначению. Гарантированное Конституцией РФ право на судебную защиту подразумевает создание государством необходимых условий для эффективного и справедливого разбирательства дела именно в суде первой инстанции, где подлежат разрешению все существенные для определения прав и обязанностей сторон вопросы. Допущенные же судом первой инстанции ошибки должны исправляться судом второй инстанции в процедурах, наиболее приближенных к производству в суде первой инстанции. При этом, поскольку право на справедливое разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом предполагает также окончательность и стабильность судебных актов, вступивших в законную силу, и их исполнение, основное бремя пересмотра решений суда первой инстанции переносится на обычные (ординарные) судебные инстанции.
Акт суда, который уже вступил в законную силу, может быть изменен или отменен в порядке надзора лишь в исключительных случаях, когда в результате ошибки, допущенной в ходе предыдущего разбирательства и предопределившей исход дела, существенно нарушены права и законные интересы, защищаемые в судебном порядке, которые не могут быть восстановлены без устранения или изменения ошибочного судебного акта. При этом данный вид производства возможен только в случае, если заинтересованным лицом были исчерпаны все обычные (ординарные) способы обжалования судебного постановления до его вступления в законную силу. Таким образом, рассматриваемая группа полномочий подтверждает законность и обоснованность принятых при рассмотрении дела судами нижестоящих инстанций обжалуемых судебных постановлений и является основанием для окончательного прекращения гражданских процессуальных правоотношений, поскольку Президиум Верховного Суда РФ является последней судебной инстанцией, уполномоченной на пересмотр судебных постановлений.