1. В комментируемой статье законодатель устанавливает требования к содержанию заявления об ограничении дееспособности гражданина (ч. 1), о признании гражданина недееспособным (ч. 2), об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (ч. 3).
Учитывая, что приведенные в комментируемой статье требования являются дополнением к общим правилам подачи заявлений в суд, заявления об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами составляются с учетом требований ст. ст. 131, 132 ГПК РФ с учетом специфики дел особого производства, а именно необходимости указания в таких заявлениях цели обращения в суд.
В соответствии с п. 1 ст. 30 ГК РФ суд вправе ограничить дееспособность гражданина, если будет установлено, что вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами он ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Ввиду этого положения ч. 1 комментируемой статьи предусматривают необходимость указания в заявлении об ограничении дееспособности гражданина не только факта злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, пристрастия к азартным играм, но и тяжелого материального положения заявителя, обусловленного поведением гражданина, в отношении которого подано заявление.
Пример: Д.О.Д., обращаясь в суд с заявлением об ограничении дееспособности своего отца Д.Д.П., основывала свои доводы на том, что Д.Д.П. вследствие злоупотребления спиртными напитками ставит ее в тяжелое материальное положение, она не может проживать вместе с отцом, в связи с чем на кредитные денежные средства была вынуждена приобрести квартиру, нести соответствующие расходы, оплачивать коммунальные услуги, а кроме того, приобретать продукты питания для Д.Д.П., так как пенсию последний тратил на алкогольные напитки. Суд учел факт тяжелого материального положения заявителя, обусловленного злоупотреблением Д.Д.П. спиртными напитками, и удовлетворил требования Д.О.Д. (см. справку Саратовского областного суда по результатам изучения судебной практики рассмотрения судами дел об ограничении дееспособности граждан, признании гражданина недееспособным, о принудительной госпитализации в психиатрический стационар, продлении срока принудительной госпитализации, принудительном психиатрическом освидетельствовании).
Следует отметить определенное несоответствие между нормами гражданского законодательства об ограничении дееспособности и положениями комментируемой нормы, поскольку последняя не предполагает подачи заявления об ограничении в дееспособности ввиду пристрастия к азартным играм. Пленум Верховного Суда РФ восполнил этот пробел, разъяснив судам, что пристрастие к азартным играм является основанием для ограничения дееспособности гражданина, и указав, в чем выражается такое пристрастие. Так, согласно п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" под пристрастием к азартным играм, которое может служить основанием для ограничения дееспособности гражданина, следует понимать психологическую зависимость, которая помимо труднопреодолимого влечения к игре характеризуется расстройствами поведения, психического здоровья и самочувствия гражданина, проявляется в патологическом влечении к азартным играм, потере игрового контроля, а также в продолжительном участии в азартных играх вопреки наступлению неблагоприятных последствий для материального благосостояния членов его семьи.
Наличие у других членов семьи заработка или иных доходов не является основанием для отказа в удовлетворении заявления об ограничении дееспособности гражданина, если будет установлено, что данный гражданин обязан по закону содержать членов своей семьи, однако вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами не оказывает им необходимой материальной помощи либо члены его семьи вынуждены полностью или частично его содержать.
2. Заявление о признании гражданина недееспособным должно отражать обстоятельства, свидетельствующие, во-первых, о наличии у гражданина психического расстройства, во-вторых, о невозможности понимания и руководства таким гражданином своими действиями вследствие этого заболевания (ч. 2). Наличие психического расстройства у лица, как правило, подтверждается фактами обращения в медицинские организации и установления соответствующего диагноза. При этом в Принципах защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи, утвержденных Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1991 г. N 46/119, указано, что семейный или служебный конфликт или несоответствие нравственным, социальным, культурным или политическим ценностям или религиозным воззрениям, преобладающим в обществе, в котором проживает соответствующее лицо, никогда не может являться определяющим фактором при постановке диагноза о наличии психического заболевания (принцип 4).
Согласно Порядку оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17 мая 2012 г. N 566н, оказание медицинской помощи осуществляется при психических расстройствах и расстройствах поведения, включающих:
- органические (симптоматические), психические расстройства, психические расстройства и расстройства поведения, вызванные употреблением психоактивных веществ;
- шизофрению, шизотипические и бредовые расстройства;
- расстройства настроения (аффективные расстройства);
- невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства;
- поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами;