1. Положения комментируемой нормы открывают новую главу в подразделе IV ГПК РФ, посвященную порядку реализации особых полномочий суда - рассмотрению и разрешению отдельной категории дел особого производства - дел об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами.
Конституция РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и возлагает на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы на основе принципа равенства, гарантировать их согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, но вместе с тем допускает ограничение прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Неотчуждаемость основных прав и свобод человека, их принадлежность каждому от рождения предполагают, как указал Конституционный Суд РФ, недопустимость какого бы то ни было их умаления, в том числе в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами (Постановление от 20 ноября 2007 г. N 13-П, Определение от 3 июля 2008 г. N 612-О-П). По общему правилу никто не может быть ограничен в дееспособности, т.е. способности своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, иначе, как в случаях и в порядке, которые установлены законом. При этом в соответствии с неоднократно выраженной Конституционным Судом РФ правовой позицией при допустимости ограничения того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство, обеспечивая баланс конституционно защищаемых ценностей и интересов, должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; публичные интересы могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей и вместе с тем не посягают на само существо права и не приводят к утрате его основного содержания (Постановления от 22 марта 2005 г. N 4-П, от 14 июля 2005 г. N 9-П, от 16 июня 2009 г. N 9-П и др.). Таким образом, при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Учитывая особую значимость принятия решения об ограничении граждан в дееспособности, действующим законодательством такое полномочие предоставлено исключительно судебным органам.
2. В реальной жизни могут возникать ситуации, когда отдельные граждане в силу физического состояния, асоциального поведения, "социальных" болезней проявлениями своей дееспособности создают угрозу или наносят вред правам и законным интересам других граждан и, прежде всего, своих близких. Цель, которую преследовал федеральный законодатель, предусматривая возможность признания недееспособными или ограниченно дееспособными граждан, состоит в защите прав и законных интересов как самих указанных лиц, так и любых третьих лиц, вступающих с ними в гражданско-правовые отношения. Руководствуясь необходимостью охраны прав и законных интересов граждан, законодатель в нормах гражданского законодательства предусматривает возможность ограничения дееспособности таких лиц в реализации их прав и обязанностей. Исходя из необходимости закрепления на законодательном уровне гибкого подхода к определению объема дееспособности граждан и предусматривая в числе основных начал гражданского законодательства возможность ограничения гражданских прав на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в конституционно значимых целях, действующее гражданское законодательство предусматривает возможность ограничения частичной дееспособности несовершеннолетнего и полной дееспособности совершеннолетнего гражданина, а также возможность признания гражданина недееспособным. При этом степень ограничения дееспособности зависит от состояния здоровья и поведения конкретного лица. Так, возможность признания гражданина недееспособным в соответствии с положениями п. 1 ст. 29 ГК РФ зависит от наличия двух условий:
- во-первых, наличия у гражданина психического расстройства. Действующее законодательство, несмотря на достаточно частое употребление термина "психическое расстройство" в различных нормативных актах, не содержит легального определения этого понятия. В юридической науке ученые предлагают понимать под психическим расстройством состояние психики, отличное от нормального, здорового; заболевания, нарушающие нормальное мышление, поведение и эмоциональные ощущения человека, которые могут изменять отношение человека к жизни, самому себе и обществу, а также отношение общества к человеку <38>;
--------------------------------
<38> См.: Кириченко О.В. Ограничение дееспособности гражданина в связи с психическим расстройством // Современное право. 2014. N 2.