1. Решение суда по гражданскому делу должно быть принято немедленно после разбирательства дела. Гражданским процессуальным правом не предусмотрен перерыв в период составления решения с выходом суда из совещательной комнаты, в том числе на время ночного отдыха. По смыслу закона решение суда по гражданскому делу должно быть принято и подписано в тот же день, когда суд удалился в совещательную комнату после окончания судебных прений.
Судебное заседание по гражданскому делу завершается объявлением принятого судом решения. Для объявления решения суд после его принятия и подписания возвращается в зал судебного заседания и зачитывает принятое судебное постановление.
Оглашение производится председательствующим, а если решение принято судом в коллегиальном составе - председательствующим или одним из судей.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 20 Постановления от 13 декабря 2012 г. N 35 "Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов" разъяснил, что с учетом требований ч. 8 ст. 10 и ст. 193 ГПК РФ объявление судебных постановлений, состоявшихся по результатам рассмотрения гражданских дел, осуществляется публично независимо от того, в открытом или закрытом судебном заседании проводилось разбирательство дела, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. В частности, по гражданским делам в закрытом судебном заседании объявляется решение суда, затрагивающее права и законные интересы несовершеннолетних (например, объявление решения суда по делу об усыновлении (удочерении)).
2. Требование публичного оглашения решения суда относится к международно-правовым стандартам осуществления правосудия.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод провозглашает, что судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или - в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо - при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия (п. 1 ст. 6).
Вопрос о взаимосвязи публичного оглашения судебных решений со справедливостью судебного разбирательства неоднократно являлся предметом рассмотрения Европейского суда по правам человека. Европейский суд в своей практике исходит из того, что требование о публичном объявлении судебных решений является частью более общего требования публичного открытого характера судебного разбирательства, который защищает тяжущиеся стороны от отправления правосудия тайно, без публичного рассмотрения дела, повышает доверие к судам и тем самым способствует достижению цели, предусмотренной п. 1 ст. 6 Конвенции, а именно - осуществлению справедливого правосудия.
Вместе с тем Европейский суд признает, что форма публичности провозглашения судебного постановления определяется государством в соответствии с национальным правом, особенностями производства по делу при условии достижения цели, изложенной в п. 1 ст. 6 Конвенции.
Например, в некоторых случаях Европейский суд не признал нарушенным требование публичного справедливого судебного разбирательства, когда:
- не объявлялись в открытом судебном заседании постановления вышестоящих судов, которые ограничивались рассмотрением вопросов права, при том, что постановления нижестоящих судов ничего не изменили в результатах рассмотрения дела для заявителя при условии доступности для всех полного текста судебного решения, переданного в канцелярию суда;
- суд первой инстанции провел открытое слушание, но не объявил свое постановление публично, а суд апелляционной инстанции объявил публично свое решение, содержавшее краткое изложение постановления суда первой инстанции и делавшее это постановление окончательным.
Пленум Верховного Суда РФ требование Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно публичного оглашения решения суда применительно к судебным постановлениям, принятым в отсутствие участвующих в деле лиц, толкует следующим образом: "Исходя из положений ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в тех случаях, когда процессуальным законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность проведения судебного заседания в отсутствие участников процесса, требование о публичном объявлении (провозглашении) судебного постановления считается соблюденным при наличии возможности у неограниченного круга лиц ознакомиться с текстом такого судебного постановления (например, передача текста судебного постановления в отдел обеспечения судопроизводства), за исключением случаев, когда закон не допускает публичного объявления (провозглашения) судебных постановлений" (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13 декабря 2012 г. N 35 "Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов").
3. Закон допускает возможность оглашения в судебном заседании только резолютивной части решения.
Ранее ГПК РСФСР 1964 года предусматривал составление непосредственно в судебном заседании резолютивной части решения только в исключительных случаях по сложным делам с составлением мотивированного решения в срок не более трех дней. На практике судьи составляли в день судебного заседания резолютивную часть решения по большинству гражданских дел.
ГПК РФ 2002 года отказался от ограничения права суда составлять в день проведения судебного заседания резолютивную часть решения только по сложным делам в исключительных случаях, а также увеличил срок составления мотивированного решения до пяти дней.