1. В ст. 225.8 урегулированы процессуальные вопросы применения такого средства исковой защиты, как косвенный иск.
В ст. 225.8 решены многие значимые вопросы косвенного иска. Во-первых, определено, что именно участники занимают статус истца по косвенному иску, в том числе с правом требовать принудительного исполнения судебного решения. Во-вторых, определено, что выгодоприобретателем по косвенному иску является само юридическое лицо, в пользу которого, а не участников юридического лица и выносится решение суда. В-третьих, судебные расходы возлагаются на участников юридического лица, и они имеют право на их возмещение по общим правилам ст. 110 АПК.
Косвенный иск имеет особую правовую природу, его выделение в качестве самостоятельного вида происходит при классификации исков по характеру защищаемого интереса и выгодоприобретателя по данному требованию <1>.
--------------------------------
<1> Ярков В.В. Новые формы исковой защиты в гражданском процессе (групповые и косвенные иски) // Государство и право. 1999. N 9. С. 32 - 40.
В соответствии с ч. 1 ст. 225.8 обращение участников юридического лица с иском о возмещении убытков, причиненных юридическому лицу, возможно в случаях, предусмотренных ФЗ.
Указание на возможность предъявления косвенного иска содержится в целом ряде ФЗ (для примера см. ст. 53.1, п. 3 ст. 67.3 ГК; ст. ст. 6 и 71 ФЗ об АО; ст. 44 ФЗ об ООО).
Кроме права на предъявление иска о взыскании убытков в пользу юридического лица, участники юридических лиц имеют право на обращение в суд с иском о признании недействительными сделок, заключенных юридическим лицом с нарушением норм действующего законодательства и не соответствующих интересам самого юридического лица. Такие иски по своей природе также являются разновидностью косвенных и могут быть вполне направлены на защиту прав общества, однако они прямо не выделены в комментируемой статье <1>. В п. 3 ч. 1 ст. 225.1 АПК обе указанные разновидности косвенного иска объединены вместе в рамках одной категории дел: "споры по искам учредителей, участников, членов юридического лица (далее - участники юридического лица) о возмещении убытков, причиненных юридическому лицу, признании недействительными сделок, совершенных юридическим лицом, и (или) применении последствий недействительности таких сделок".
--------------------------------
<1> Ряд специалистов высказались против такого подхода (см.: Грось А.А., Дедов Д.И. Проблемы реализации косвенных исков // Закон. 2007. N 3. С. 157, 158).
2. Компетенция арбитражных судов по косвенным искам. Указанные дела в соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 27 и ст. 225.8 АПК отнесены к специальной компетенции арбитражных судов. В то же время, согласно п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 02.06.2015 N 21 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации", "дела о взыскании убытков с руководителя организации (в том числе бывшего) рассматриваются судами общей юрисдикции и арбитражными судами в соответствии с правилами о разграничении компетенции, установленными процессуальным законодательством (часть 3 статьи 22 ГПК РФ, пункт 2 части 1 статьи 33 и пункт 3 статьи 225.1 АПК РФ)".
Например, согласно Постановлению Девятого ААС от 31.01.2018 N 09АП-61926/2017 по делу N А40-81823/17 в иске о взыскании убытков, причиненных в связи с непередачей товарно-материальных ценностей, отказано правомерно, так как в период подписания инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей ответчик не подпадал под критерий исполнительного органа и не имел корпоративного статуса.
3. Стороны в процессе по косвенному иску и правовое положение акционерного общества. Прежде всего в суд вправе обратиться само общество, что прямо предусмотрено п. 5 ст. 71 ФЗ об АО. На основании п. 1 ст. 53 ГК юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.
Однако в тех случаях, когда члены руководящего органа общества своими действиями причинили убытки обществу, сомнителен вариант их поведения, если бы они предъявили иск от имени общества к самим себе о возмещении убытков. Предъявление такого рода исков к управляющим общества, равно как сама постановка вопроса об их ответственности, в том числе имущественной, возможны только после смены руководства общества, что требует времени, соблюдения юридических процедур и т.д. В ряде случаев это просто невозможно, если управляющий обществом является его мажоритарным акционером либо был назначен им. Именно поэтому законодательство предоставляет право на обращение в суд самим акционерам с соблюдением условий, указанных в ст. 71 ФЗ об АО.
В ч. 1 ст. 225.8 АПК прямо определен процессуальный статус участников юридического лица. Здесь сказано, что участники пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца, включая право требовать принудительного исполнения решения арбитражного суда в пользу этого юридического лица.
Вместе с тем в ст. 225.8 не дается ответа на вопрос о процессуальном положении юридического лица, в интересах которого предъявлен иск о возмещении убытков. Здесь сложилось несколько подходов. В частности, подробный и глубокий анализ их провел Н.Г. Елисеев, который, обобщив доктрину и практику, привел пять различных вариантов процессуального положения акционерного общества <1>. В целом по данному вопросу была большая дискуссия <2>.
--------------------------------
<1> См. подробнее: Елисеев Н.Г. Процессуальный статус акционерного общества в производстве по косвенным искам // ВВАС РФ. 2005. N 8. С. 161 - 170.