В ст. 16 КАС РФ, регламентирующей обязательность судебных актов, применительно к административному судопроизводству воспроизведены, но с отдельными отличиями, положения ч. ч. 1 и 2 ст. 6 "Обязательность судебных постановлений" Закона 1996 г. о судебной системе, которыми установлено следующее:
- вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ (ч. 1);
- неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом (ч. 2).
Приведенные положения ч. 1 ст. 6 Закона 1996 г. о судебной системе воспроизведены в ч. 8 ст. 5 Закона 2011 г. о судах общей юрисдикции в качестве одного из принципов деятельности судов общей юрисдикции.
Часть 1.1 ст. 16 КАС РФ предусматривает и регламентирует возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа: судебный акт в форме электронного документа подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью; в случае, если судебный акт принят судом коллегиально, он подписывается всеми судьями, рассматривавшими дело, усиленной квалифицированной электронной подписью; при выполнении судебного акта в форме электронного документа дополнительно выполняется экземпляр данного судебного акта на бумажном носителе; в форме электронного документа не может быть выполнен судебный акт, содержащий сведения, составляющие охраняемую законом тайну. Данная часть введена с 1 января 2017 г. Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ <102>, принятым в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти. Аналогичные положения включены указанным Законом в ч. 1 ст. 13 ГПК РФ, ч. 5 ст. 15 АПК РФ, ч. 2 ст. 474.1 УПК РФ.
--------------------------------
<102> www.pravo.gov.ru. 2016. 23 июня.
Понятие "электронный документ" определено в п. 11.1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ) <103> - это документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
--------------------------------
<103> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448; 2010. N 31. Ст. 4196.
Как разъяснено в п. 26 Постановления Пленума ВС России 2017 г. N 57, экземпляр судебного акта, выполненный в форме электронного документа, и экземпляр судебного акта, выполненный на бумажном носителе, имеют равную юридическую силу; экземпляр судебного акта на бумажном носителе приобщается к материалам судебного дела; экземпляр судебного акта в форме электронного документа хранится в системе автоматизации судопроизводства; по ходатайству (заявлению) лица, участвующего в деле, участника уголовного судопроизводства и при наличии технической возможности судом может быть изготовлена и направлена в виде электронного образа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью, копия судебного акта, принятого до вступления в силу Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ.
В ч. 2 ст. 16 КАС РФ подразумеваются меры процессуального принуждения, применение которых регламентировано гл. 11 данного Кодекса, а также административная ответственность, предусмотренная ст. ст. 17.3 "Неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов" и 17.4 "Непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи" КоАП РФ, и уголовная ответственность, установленная ст. ст. 297 "Неуважение к суду" и 315 "Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта" УК РФ. Согласно разъяснению, данному в п. 2 Постановления Пленума ВС России 2017 г. N 21, лица, в т.ч. граждане, присутствующие в зале судебного заседания, но не являющиеся лицами, участвующими в деле, не исполняющие связанное с рассмотрением и разрешением конкретного административного дела законное распоряжение судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, не подлежат привлечению к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 17.3 КоАП РФ, поскольку ответственность за совершение соответствующих действий (бездействия) установлена специальными нормами гл. 11 КАС РФ.
Кстати говоря, в ч. 4 ст. 13 ГПК РФ в рамках регламентации обязательности судебных постановлений предусмотрено, что обязательность судебных постановлений не лишает права заинтересованных лиц, не участвовавших в деле, обратиться в суд, если принятым судебным постановлением нарушаются их права и законные интересы. Подобное положение содержится и в ч. 3 ст. 16 "Обязательность судебных актов" АПК РФ. В ст. 16 КАС РФ аналогичное положение не вошло, но соответствующее правило подразумевается.