1. Комментируемая статья закрепляет требования к определению суда о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.
Предусмотрено лишь два возможных решения по результатам рассмотрения заявлений, представлений о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам:
1) удовлетворить заявление (представление) и отменить судебные постановления;
2) отказать в пересмотре судебных постановлений.
При этом следует учитывать, что пропуск срока на обращение в суд с заявлением, представлением о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам является основанием для вынесения определения об отказе в удовлетворении указанных заявления, представления (см. п. 3 комментария к ст. 394).
Пример: Определением Козельского районного суда Калужской области было отказано в восстановлении процессуального срока и пересмотре решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам. Отказывая в удовлетворении заявления, суд обоснованно исходил из того, что оснований для восстановления пропущенного срока не имеется, поскольку заявительница не ссылалась на обстоятельства пропуска установленного законом срока для обращения с заявлением о пересмотре решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам, которые могли бы быть признаны уважительными. Данные выводы подтвердил суд апелляционной инстанции (см. Определение Калужского областного суда от 13 апреля 2017 г. по делу N 33-1216/2017).
Также определение об отказе в пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам выносится в случае, если обжалуется постановление, еще не вступившее в законную силу (см., например, Апелляционное определение Иркутского областного суда от 3 мая 2017 г. по делу N 33-4197/2017).
Судами при рассмотрении дел подчеркивается, что нормами главы 42 ГПК РФ не предусмотрены ни отказ в принятии заявления о пересмотре по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу, ни возврат такого заявления.
Пример: Определением Ленинского районного суда г. Ставрополя было возвращено заявление Л.А. о пересмотре решения Ленинского районного суда г. Ставрополя и дополнительного решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам. При этом суд, руководствуясь ст. 135 ГПК РФ, пришел к выводам о том, что обстоятельства, указанные в заявлении как вновь открывшиеся, являются основанием для предъявления самостоятельного иска.
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда посчитала, что указанные выводы суда являются следствием существенного нарушения и неверного применения судом норм процессуального права, поскольку ст. 397 ГПК РФ предусмотрено, что суд, рассмотрев заявление, представление о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, удовлетворяет заявление и отменяет судебные постановления или отказывает в их пересмотре, то есть данными нормами не предусмотрены ни отказ в принятии такого заявления, ни возврат такого заявления.
Обжалуемое Определение судьи Ленинского районного суда г. Ставрополя было отменено и возвращено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу (см. Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 2 февраля 2017 г. по делу N 33-825/2017).
На практике определения о возвращении заявлений о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам выносятся при подаче заявления с нарушением правил подсудности, установленных ст. 393 ГПК РФ (см. комментарий к ст. 393).
Пример: отказывая в удовлетворении заявления А.В.В. о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам, суд первой инстанции сослался на положения ст. 393 ГПК РФ и указал, что решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 14 апреля 2015 г. об отказе в иске было отменено Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 ноября 2015 г., постановлено новое решение об удовлетворении исковых требований, в связи с чем рассмотрение заявления о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам производится судом, принявшим новое решение.
В связи с указанным Определением Хорошевского районного суда г. Москвы заявление А.В.В. о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам было возвращено, правомерность чего подтвердил суд апелляционной инстанции (см. Апелляционное определение Московского городского суда от 12 января 2017 г. N 33-0860/2017, также см. Определение Московского городского суда от 26 июня 2014 г. по делу N 33-23414/2014, Определение Оренбургского областного суда от 27 ноября 2013 г. по делу N 33-8057/2013).
Согласно позиции, выраженной Московским городским судом, в случае если заявление было принято к производству с нарушением правил подсудности, следует применять аналогию закона, предусмотренную ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, и в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 33 ГПК РФ передавать дело на рассмотрение другого суда.
Пример: Д. обратилась в Дорогомиловский районный суд г. Москвы с заявлением о пересмотре Апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда по вновь открывшимся (новым) обстоятельствам, в ходе рассмотрения которого заявила ходатайство о направлении указанного заявления по подсудности в Московский городской суд. Определением судьи Дорогомиловского районного суда г. Москвы в удовлетворении данного заявления Д. было отказано, производство о пересмотре апелляционного определения по вновь открывшимся обстоятельствам прекращено.