1. Кассационное производство давно известно российскому гражданскому судопроизводству. Однако за годы своего существования кассационное производство неоднократно претерпевало изменения. В дореволюционной России кассационное производство было направлено не на достижение правильного решения, а на отмену незаконного решения. "Постсоветская" кассация имела черты неполной апелляции, при которой суд кассационной инстанции проверял законность и обоснованность судебного решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе (представлении), при этом имел право оценивать имеющиеся и дополнительно представленные доказательства, устанавливать новые факты и правоотношения.
Прошедшая в недавнем прошлом волна реформирования принципиальным образом преобразовала институт кассации, основной задачей которого многие годы была проверка законности и обоснованности судебных решений судов первой инстанции, не вступивших в законную силу. В настоящее время, как отмечает В.В. Ярков, по ряду своих составляющих он приблизился к классической кассации <1>, основной задачей которой является проверка законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных постановлений, принятых нижестоящими судами.
--------------------------------
<1> См.: Ярков В.В. Новеллы ГПК РФ: "Новое вино в старые меха" // Юридическая газета. 2011. N 1-2. С. 2.
2. В комментируемой статье законодатель определяет основные условия для реализации права на кассационное обжалование, устанавливая круг субъектов, наделенных таким правом, сроки реализации права на кассационное обжалование, а также особенности судебных постановлений, подлежащих кассационному обжалованию и отражающих специфику современного института кассации в России.
Прежде всего, специфика современного кассационного производства заключается в объекте кассационного обжалования, а именно: кассационному обжалованию подлежат вступившие в законную силу судебные постановления. Законная сила судебного решения, представляя собой особое качество постановленного по делу судебного решения, выражается в обязательности, неопровержимости, исключительности, преюдициальности и исполнимости судебного решения <2>. Ввиду этого на суд кассационной инстанции возлагается особая задача - оценить с точки зрения материального и процессуального закона судебный акт, вынесенный судом нижестоящей инстанции, и возможность реализации вышеперечисленных свойств судебного решения, обусловленных вступлением его в законную силу. Как показывает анализ норм ч. 1 комментируемой статьи, кассационному пересмотру подлежат любые вступившие в законную силу судебные постановления, которыми, по мнению заявителей, нарушаются их права и законные интересы. Судебными постановлениями в теории процессуального права признаются решение суда первой инстанции, заочное решение, определение суда, судебный приказ, постановления судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Однако в рамках комментируемой нормы, учитывая суть института кассации, а также положения последующих норм комментируемой главы, к таковым следует относить вступившие в законную силу решения суда первой инстанции, включая решения суда, вынесенные по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, заочные решения, судебные приказы, определения судов первой и апелляционной инстанций.
--------------------------------
<2> См.: Гражданский процесс России: Учебник / Под ред. М.А. Викут. М., 2004. С. 294 - 297 (автор главы - М.А. Викут).
Единственное исключение, установленное законодателем в комментируемой норме, - это судебные постановления Верховного Суда РФ. Забегая вперед, следует отметить, что, исходя из содержания ч. 2 ст. 377 комментируемого Кодекса, законодатель делает еще ряд исключений, о которых речь пойдет в комментарии к указанной норме.
3. Законодатель в ч. 1 комментируемой статьи в качестве одного из условий реализации права на кассационное обжалование называет причинно-следственную связь между обжалуемым судебным постановлением и нарушением прав и законных интересов лиц, которых такой судебный акт тем или иным образом касается. Как отмечает Конституционный Суд РФ <3>, кассационную жалобу на постановления нижестоящих судов вправе подать не любое лицо, не привлеченное к участию в деле, а только такое лицо, чьи права и обязанности затрагиваются обжалуемым судебным постановлением. Вопрос о нарушении прав лица, не участвовавшего в деле и обжалующего вынесенное по этому делу вступившее в законную силу судебное постановление в кассационном порядке, решается судьей суда кассационной инстанции в каждом конкретном деле.
--------------------------------
<3> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. N 2905-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Миронова Валерия Валентиновича на нарушение его конституционных прав положениями статей 376 и 379.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации".