1. Комментируемая статья в рассматриваемой гл. 39 ГПК РФ появилась сравнительно недавно (введена в действие с 1 января 2012 г. Федеральным законом от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации") в рамках совершенствования процессуальных правил проверки законности и обоснованности принимаемых в порядке гражданского судопроизводства судебных постановлений и направлена на развитие общих положений гражданского процессуального законодательства о возможности примирения сторон на любой стадии судопроизводства, в том числе и на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Если предыдущая норма устанавливает случаи, когда суд может прекратить апелляционное производство по отдельным апелляционным жалобе, представлению, то положения комментируемой статьи обеспечивают правовое регулирование ситуаций, когда апелляционное производство в суде апелляционной инстанции прекращается в целом. В основу комментируемой статьи, так же как и в основу предыдущей нормы, положен краеугольный принцип гражданского процессуального права - принцип диспозитивности, который согласно позиции Конституционного Суда РФ <32> означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом.
--------------------------------
<32> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 1373-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Красноперовой Тамары Алексеевны на нарушение ее конституционных прав рядом норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации".
Однако, если предыдущая статья адресована всем без исключения лицам, участвующим в деле, то положения комментируемой нормы, как следует из ее содержания, предназначены только для главных субъектов гражданского судопроизводства - сторон по гражданскому делу, которым принадлежат такие исключительные процессуальные права, как отказ истца от иска, признание иска ответчиком и право сторон на заключение мирового соглашения. В то же время, несмотря на отсутствие в комментируемой норме указаний на это обстоятельство, в соответствии с ч. 2 ст. 45 ГПК РФ правом на отказ от иска обладает и прокурор, если производство по делу возбуждено по его заявлению. В этом случае прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. При этом отказ прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, не прекращает рассмотрения дела по существу при условии, что лицо, в защиту прав которого обращался прокурор, не заявило об отказе от иска. В то же время при отказе истца от иска, независимо от позиции прокурора по делу, суд должен прекратить производство по делу, если это, конечно, не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц. Иная ситуация складывается, когда прокурор обращался в суд в защиту прав неопределенного круга лиц. В такой ситуации при отказе прокурора от иска, как свидетельствует анализ судебной практики, производство по делу прекращается.
Пример: городской прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился с иском к администрации муниципального образования, в котором просил обязать ответчика создать на территории муниципального образования специализированную службу по вопросам похоронного дела. При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции от городского прокурора поступило заявление об отказе от исковых требований в связи с исполнением требования. Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда, принимая во внимание, что отказ от исковых требований связан с фактическим исполнением требований иска, прокурор осведомлен о последствиях отказа от иска, учитывая, что отказ от исковых требований не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и законных интересов, сочла возможным принять отказ прокурора от иска, отменить решение суда первой инстанции и прекратить производство по делу (см. Определение Ленинградского областного суда от 26 декабря 2013 г. N 33-5913/2013).
2. Исходя из положений ч. 1 комментируемой статьи распоряжение сторонами своими материальными и процессуальными правами в суде апелляционной инстанции путем признания иска ответчиком, отказа истца от иска или заключения мирового соглашения должно быть оформлено письменным документом. В зависимости от того, на каком этапе апелляционного производства происходит такое волеизъявление стороны, законодатель предусматривает различные документальные способы закрепления воли сторон.