1. Положения комментируемой статьи носят комплексный характер, объединяя в себе требования к стадии судебного разбирательства по делам об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (ч. ч. 1, 2), а также к стадиям пересмотра судебных актов (ч. 3), презюмируя принцип доступности правосудия для всех участников судопроизводства по таким делам.
Законодатель в ч. 1 комментируемой статьи определяет круг лиц, участие которых в рассмотрении и разрешении заявлений об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами, обязательно. Обязательное участие перечисленных в комментируемой норме лиц обеспечивает реализацию принципов законности, состязательности и равноправия сторон в гражданском процессе.
Само собой разумеющимся является участие в процессе заявителя, поскольку он является инициатором судопроизводства, обладает юридической заинтересованностью: защитить права лица, страдающего психическим расстройством, по делам о признании гражданина недееспособным, по другим категориям дел, рассматриваемых в рамках комментируемой статьи, - и своих собственных интересов. В отличие от других дел особого производства, при рассмотрении и разрешении рассматриваемых категорий дел законодатель предусматривает обязательное участие лица, в отношении которого подается соответствующее заявление.
Такой подход законодателя гарантирует соблюдение таких конституционных прав граждан, как право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, право гражданина на судебную защиту его прав и свобод. Рассмотрение соответствующего заявления без извещения и вызова гражданина, в отношении которого подано такое заявление, в судебное заседание не дает лицу, в отношении которого рассматривается дело, возможности выступить в суде и представить доказательства с целью оспаривания фактов, изложенных заявителем.
Европейский суд по правам человека в Постановлении от 27 марта 2008 г. по делу "Штукатуров против России" подтвердил, что душевнобольным должна быть предоставлена возможность быть выслушанными лично или при необходимости через ту или иную форму представительства. Суд пришел к выводу, что решение судьи рассмотреть дело на основе только письменных доказательств, без личного присутствия и заслушивания гражданина, было неоправданным и является нарушением Конвенции о защите прав человека и основных свобод <51>.
--------------------------------
<51> При обращении к практике Европейского суда по правам человека и применении положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод следует учитывать виду позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении от 14 июля 2015 г. N 21-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы", о том, что не подлежат исполнению постановления Европейского суда по правам человека, если Конституционный Суд РФ примет решение о том, что они не могут быть исполнены по причине того, что основаны на Конвенции о защите прав человека и основных свобод в истолковании, противоречащем Конституции РФ.
Как указал Конституционный Суд РФ, участие самого гражданина в судебном заседании необходимо не только для того, чтобы дать возможность ему как заинтересованному лицу представлять свою позицию по делу, но и для того, чтобы позволить судье составить собственное мнение о психическом состоянии гражданина и непосредственно убедиться в том, что гражданин не может понимать значение своих действий и руководить ими (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2009 г. N 4-П).
Обязательное участие в судебном разбирательстве гражданина, в отношении которого возбуждено производство по делу, служит гарантией реализация принципа состязательности и равноправия сторон в таких делах. В научной литературе отмечается, что при рассмотрении такого рода дел не исключается возможность спора между заявителем, с одной стороны, и самим гражданином - с другой, не только в отношении фактов и их оценки, но и в отношении того, какой следует сделать правовой вывод из установленных фактов. Лицо, в отношении которого возбуждено дело, может оспаривать не только основания заявленного требования, истинность фактов, их оценку и выводы, но и показания свидетелей, заключения экспертов, может заявлять отводы судьям, прокурору, экспертам, а также участвовать в обсуждении вопросов, связанных с определением порядка производства различных процессуальных действий. Однако, несмотря на возникший спор о праве, такое дело должно быть решено в порядке особого производства <52>.
--------------------------------
<52> См.: Хутыз М.Х. Указ. соч. С. 8.