Статья 179 ГПК РФ. Допрос несовершеннолетнего свидетеля (действующая редакция)

1. Допрос свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда и допрос свидетеля в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет производятся с участием педагогического работника, который вызывается в суд. В случае необходимости вызываются также родители, усыновители, опекун или попечитель несовершеннолетнего свидетеля. Указанные лица могут с разрешения председательствующего задавать свидетелю вопросы, а также высказывать свое мнение относительно личности свидетеля и содержания данных им показаний.

2. В исключительных случаях, если это необходимо для установления обстоятельств дела, на время допроса несовершеннолетнего свидетеля из зала судебного заседания на основании определения суда может быть удалено то или иное лицо, участвующее в деле, или может быть удален кто-либо из граждан, присутствующих в зале судебного заседания. Лицу, участвующему в деле, после возвращения в зал судебного заседания должно быть сообщено содержание показаний несовершеннолетнего свидетеля и должна быть предоставлена возможность задать свидетелю вопросы.

3. Свидетель, не достигший возраста шестнадцати лет, по окончании его допроса удаляется из зала судебного заседания, за исключением случая, если суд признает необходимым присутствие этого свидетеля в зале судебного заседания.

Комментарии к статье:

1. ГПК РФ не предусматривает возрастных ограничений для свидетелей. Любое лицо независимо от возраста, обладающее сведениями об устанавливаемых в процессе рассмотрения гражданского дела фактах, может быть допрошено в качестве свидетеля.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ребенком является лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия).

Вопрос о возможности допроса несовершеннолетнего лица в качестве свидетеля в гражданском судопроизводстве разрешается судом с учетом оценки обстоятельств конкретного дела - важности его показаний для разрешения дела, наличия иных свидетелей, которые могут сообщить те же сведения, индивидуальных особенностей ребенка.

Пример 1: при рассмотрении дела по иску родителей несовершеннолетнего в его интересах о возмещении ущерба, причиненного здоровью их сына в результате драки между несколькими учащимися школы, судом принято решение о допросе несовершеннолетних учащихся школы, являвшихся участниками происшествия. При этом принято во внимание то, что других очевидцев происшествия не было, при этом несовершеннолетние, которых суд решил допросить, непосредственно наблюдали все обстоятельства случившегося, способны правильно понять и описать исследуемые судом обстоятельства.

Пример 2: при рассмотрении дела по иску о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, суд установил, что в автомашине находилось несколько лиц, включая взрослых и ребенка. Суд признал необходимым допросить взрослых пассажиров и отказать в допросе несовершеннолетнего, так как допрос несовершеннолетнего может негативно повлиять на его психику, так как потребует вспоминать психотравмирующую ситуацию, в которой он оказался, при этом несовершеннолетний, не знакомый с правилами дорожного движения, не способен полноценно оценить правильность действий водителей столкнувшихся транспортных средств и другие обстоятельства дорожно-транспортного происшествия. Суд принял во внимание, что искомые факты известны не только несовершеннолетнему, но и совершеннолетним лицам, допрос которых может быть осуществлен судом (из практики автора).

Если решение о допросе несовершеннолетнего принято судом, его допрос должен производиться по общим правилам допроса свидетеля за исключением тех особенностей, которые установлены комментируемой статьей, а также ч. 2 ст. 176 ГПК РФ.

2. Допрос несовершеннолетнего свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда - свидетеля в возрасте до шестнадцати лет производится с участием педагога.

Педагогом является лицо, имеющее специальное образование в области педагогики, подтвержденное дипломом о получении образования.

Педагогический работник для участия в допросе несовершеннолетнего свидетеля приглашается судом. Это может быть учитель или воспитатель образовательного учреждения, в котором обучается несовершеннолетний, или иное лицо, имеющее образование педагога и опыт работы с детьми.

Педагог, привлекаемый к процессу для участия в допросе несовершеннолетнего свидетеля, наделяется статусом специалиста (ст. 188 ГПК РФ) и должен соответствовать установленным для специалиста процессуальным требованиям.

В частности, специалист как лицо, содействующее правосудию, не должен иметь личной юридической заинтересованности в исходе дела, он привлекается в процесс в связи с наличием специальных знаний в области педагогики. Целью участия педагога при допросе несовершеннолетнего свидетеля как лица, обладающего знаниями детской психологии, является предотвращение отрицательного воздействия на психику ребенка самого факта допроса в суде, а также отдельных задаваемых ему вопросов, оценка иных обстоятельств, которые могут негативно воздействовать на несовершеннолетнего в судебном заседании. Кроме того, педагог может объяснить суду особенности поведения несовершеннолетнего при допросе, специфику его ответов, а также высказать мнение об особенностях и тактике проведения его допроса (например, о целесообразности проведения допроса в отсутствие других лиц).

Для допроса несовершеннолетнего свидетеля в суд могут быть вызваны законные представители несовершеннолетнего свидетеля: родители, усыновители, опекун или попечитель.

Целью участия этих лиц является защита интересов несовершеннолетнего - предотвращение отрицательного воздействия допроса на ребенка, помощь в уяснении его прав и обязанностей как свидетеля, в реализации процессуальных прав и исполнении процессуальных обязанностей. Законные представители как лица, хорошо знающие ребенка, могут оказать помощь суду в определении особенностей допроса свидетеля.

Педагог и законные представители несовершеннолетнего вправе задавать свидетелю вопросы. Для этого они должны получить разрешение председательствующего.

Кроме того, педагог и законные представители несовершеннолетнего могут высказывать свое мнение относительно личности свидетеля и содержания данных им показаний как до допроса, чтобы предотвратить травмирующие его вопросы, так и в процессе допроса или после его окончания.

Заданные ими вопросы, а также сделанные заявления должны быть отражены в протоколе судебного заседания.

3. На время допроса несовершеннолетнего свидетеля из зала судебного заседания может быть удалено то или иное лицо, участвующее в деле, или может быть удален кто-либо из граждан, присутствующих в зале судебного заседания.

Поскольку удаление из зала судебного заседания участвующего в деле лица существенно умаляет возможность реализации его процессуальных прав, это действие должно производиться в исключительных случаях, например, при наличии в материалах дела сведений об оказываемом на ребенка или членов его семьи насилии, совершении в отношении их преступлений, оказываемом на ребенка этим лицом отрицательном моральном воздействии.

Удаление лиц, участвующих в деле, из зала судебного заседания может быть произведено по ходатайству других участвующих в деле лиц, самого ребенка, его законного представителя, педагога или по инициативе суда.

Для удаления из зала судебного заседания лиц, участвующих в деле, суд должен вынести устное определение, занесенное в протокол судебного заседании.

После допроса свидетеля удаленные участники процесса возвращаются в зал судебного заседания. Председательствующий должен сообщить им содержание показаний несовершеннолетнего свидетеля и предоставить возможность задать вопросы.

Председательствующий должен контролировать корректность задаваемых несовершеннолетнему вопросов и снимать те из них, которые могут негативно повлиять на допрашиваемого ребенка.

Также по тем же основаниям из зала судебного заседания может быть удален кто-либо из граждан, присутствующих в зале судебного заседания.

4. Свидетель в возрасте до шестнадцати лет после окончания его допроса удаляется из зала судебного заседания.

В исключительных случаях несовершеннолетний свидетель может остаться в зале судебного заседания, если суд признает это необходимым. Необходимость присутствия несовершеннолетнего свидетеля может быть обусловлена возможностью его последующего повторного допроса после допроса других свидетелей, исследования иных доказательств или заслушивания объяснений или ходатайств участвующих в деле лиц.

5. Таким образом, процессуальные особенности допроса несовершеннолетних свидетелей можно сгруппировать с учетом возраста свидетеля следующим образом.

Допрос свидетеля в возрасте до 14 лет:

- не предупреждается об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний;

- участвует педагог;

- по усмотрению суда - участвуют родители, усыновители, опекун или попечитель;

- в исключительных случаях на время допроса может быть удален кто-либо из лиц, участвующих в деле или присутствующих в зале судебного заседания;

- после допроса удаляется из зала судебного заседания, кроме случаев, когда суд признает необходимым его присутствие в зале заседания.

Допрос свидетеля в возрасте от 14 до 16 лет:

- не предупреждается об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний;

- по усмотрению суда - участвует педагог;

- по усмотрению суда - участвуют родители, усыновители, опекун или попечитель;

- в исключительных случаях на время допроса может быть удален кто-либо из лиц, участвующих в деле или присутствующих в зале судебного заседания;

- после допроса удаляется из зала судебного заседания, кроме случаев, когда суд признает необходимым его присутствие в зале заседания.

Допрос свидетеля в возрасте от 16 до 18 лет:

- по усмотрению суда - участвуют родители, усыновители, опекун или попечитель;

- в исключительных случаях на время допроса может быть удален кто-либо из лиц, участвующих в деле или присутствующих в зале судебного заседания.

6. Особым случаем участия несовершеннолетнего в судебном заседании при рассмотрении гражданского дела, вытекающего из семейных правоотношений, является выражение ребенком своего мнения по разрешаемому судом вопросу, если рассматриваемое судом дело непосредственно затрагивает его интересы.

В соответствии со ст. 12 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. и вступившей в силу для России 15 сентября 1990 г., государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства.

Статьей 57 СК РФ предусмотрено, что ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных СК РФ (ст. 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

Разъясняя применение указанного законоположения, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 27 мая 1998 г. N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" указал, что если при разрешении спора, связанного с воспитанием детей, суд придет к выводу о необходимости опроса в судебном заседании несовершеннолетнего в целях выяснения его мнения по рассматриваемому вопросу (ст. 57 СК РФ), то следует предварительно выяснить мнение органа опеки и попечительства о том, не окажет ли неблагоприятного воздействия на ребенка его присутствие в суде. Опрос следует производить с учетом возраста и развития ребенка в присутствии педагога, в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц. При опросе ребенка суду необходимо выяснять, не является ли мнение ребенка следствием воздействия на него одного из родителей или других заинтересованных лиц, осознает ли он свои собственные интересы при выражении этого мнения и как он его обосновывает, и тому подобные обстоятельства.

При рассмотрении в суде споров, возникающих из семейных правоотношений, в которых затрагиваются интересы детей (об определении места проживания детей при раздельном проживании родителей после расторжения брака, о порядке общения проживающего отдельно от ребенка родителя с ним и других), суды для выяснения мнения ребенка используют акты обследования жилищно-бытовых условий и заключения органов опеки и попечительства, пояснения педагогов или воспитателей детских учреждений по месту учебы или нахождения ребенка, социальных педагогов школы, инспекторов по делам несовершеннолетних, заключения судебной психолого-психиатрической экспертизы либо диагностического обследования в центрах психолого-медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования детей и подростков. В некоторых случаях несовершеннолетние опрашиваются непосредственно судом в судебном заседании в присутствии социального педагога либо классного руководителя, эксперта-психолога.

Обобщая судебную практику, Верховный Суд РФ выявил, что мнение ребенка по спорам, связанным с воспитанием детей, выясняется судами во многих случаях опосредованно, что не согласуется с нормами ст. 12 Конвенции о правах ребенка и ст. 57 СК РФ о праве ребенка выражать свое мнение при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства. Кроме того, опосредованное выяснение мнения ребенка нарушает требование ст. 67 ГПК РФ о непосредственном исследовании судом имеющихся в деле доказательств.

Верховный Суд РФ обратил внимание судов на то, что в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" правовая позиция Верховного Суда РФ по вопросу о вызове и опросе в судебном заседании ребенка изложена иначе. В ней с учетом положений Конвенции о правах ребенка и ст. 57 СК РФ по-другому расставлены акценты в отношении обстоятельств, которыми суду следует руководствоваться при решении данного вопроса. Прежде всего, судье следует исходить из права ребенка быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства, затрагивающего его интересы, и лишь затем, и только при наличии оснований полагать, что присутствие ребенка в суде может оказать на него неблагоприятное воздействие, судья выясняет по этому поводу мнение органа опеки и попечительства. Аналогичным образом следует решать вопрос о необходимости вызова ребенка в судебное заседание при рассмотрении судами всех споров, связанных с воспитанием детей (Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 20 июля 2011 г.).

Таким образом, Верховный Суд РФ ориентирует суды на непосредственное заслушивание в судебном заседании мнения несовершеннолетних при разрешении споров, в которых затрагиваются их интересы.

Вместе с тем вопрос о процессуальном статусе несовершеннолетнего при его опросе в соответствии с требованиями ст. 57 СК РФ процессуальным законодательством не разрешен. Поэтому суды часто заслушивают несовершеннолетних в качестве свидетелей по правилам ст. 179 ГПК РФ. Однако такая практика представляется ошибочной. Выражение ребенком своего мнения по разрешаемому судом делу, которым непосредственно затрагиваются его интересы, не должно производиться по правилам допроса свидетеля. Свидетелем является юридически не заинтересованное в разрешении дела лицо, в то время как опрашиваемый по правилам ст. 57 СК РФ несовершеннолетний имеет свои интересы в разрешаемом деле, которые он и желает донести до суда. Выраженное таким образом мнение ребенка имеет особое доказательственное значение по делу, отличное от показаний свидетелей.

Сайт использует cookies с целью оптимального оформления и улучшения веб-сайта, а также предоставления определенных функций. Пользуясь веб-сайтом в дальнейшем, Вы также соглашаетесь на использование cookies.
Понятно