Образец должностной инструкции заместителя главного бухгалтера
1. Общие положения
- Основной задачей заместителя главного бухгалтера является помощь в руководстве бухгалтерией фирмы.
- Заместитель главного бухгалтера назначается и освобождается от своей должности приказом руководителя фирмы, по представлению главного бухгалтера.
- Заместитель главного бухгалтера обязан соответствовать определенным квалификационным стандартам:
- успешно законченное профильное высшее образование;
- опыт работы в бухгалтериях от 5 лет.
- Заместитель главного бухгалтера подчиняется главному бухгалтеру фирмы.
- На срок отсутствия специалиста (болезнь, командировка и пр.) его обязанности выполняет другой сотрудник бухгалтерии, по представлению главного бухгалтера.
- Заместитель главного бухгалтера обязан обладать познаниями в следующих областях:
- профильное законодательство, регулирующие ключевые аспекты ведения бухгалтерской отчетности;
- отраслевые особенности бухгалтерской отчетности, применительно к фирме-работодателю;
- актуальные нормы контролирующих инстанций, в том числе ФНС, регулирующих процедуры сдачи отчетности, в том числе налоговой;
- нормы составления первичной отчетности;
- учетная политика, которая применяется в фирме;
- экономический анализ основных показателей деятельности фирмы;
- способы отражения текущих операций;
- нормы проверок корректности отражения экономических операций в соответствующих документах;
- нормы отражения экономических результатов в квартальной и годовой отчетности;
- нормы проведения аудиторских проверок и инвентаризации;
- структура фирмы и области её деятельности;
- основные контрагенты и партнеры фирмы;
- принципы налогового планирования;
- нормы корректного списания потерь и отражения просрочек;
- отличия РСБУ от МСФО и особенности данных систем отображения отчетности;
- принципы делового документооборота;
- этические принципы деловой деятельности;
- нормы эксплуатации востребованной в бухгалтерии оргтехники, компьютеров и программ.
- Заместитель главного бухгалтера руководствуется:
- актуальными законами и правилами, относящимися к сфере бухгалтерской отчетности;
- документами фирмы;
- содержанием данной инструкции.
2. Функции
От заместителя главного бухгалтера на работе требуются следующие функции:
- Помощь главному бухгалтеру в руководстве бухгалтерией.
- Участие в разработке учётной политики фирмы.
- Мониторинг своевременности и корректности налоговых операций.
- Отслеживание изменений норм и законов в зоне своей ответственности и информирование руководства по данным изменениям.
- Контроль корректности бухгалтерской отчетности.
- Участие в проведении аудиторских и инвентаризационных мероприятий.
- Участие в сдаче годовой и квартальной отчетности.
- Оформление соответствующих документов по работе бухгалтерии.
- Контроль за хранением необходимых финансовых документов.
- Участие в проведении расчетов с контрагентами, а также в контроле уровня дебиторской и кредиторской задолженности.
- Контроль корректности анализа деятельности фирмы.
- Участие от лица фирмы в рабочих встречах с внешними агентами.
- Замещение главного бухгалтера в случае необходимости.
3. Ответственность
Заместитель главного бухгалтера может нести ответственность в следующих случаях:
- За ущерб, который понесла фирма из-за непрофессиональных и несоответствующих действий, — в тех пределах, которые определены в трудовом законодательстве.
- За нарушения норм конфиденциальности и хранения данных — в границах, которые определены в правилах фирмы и соответствующем законодательстве.
- За совершенные на работе правонарушения — в соответствии с нормами действующего законодательства.
4. Права
Заместитель главного бухгалтера в своей работе имеет следующие права:
- Требовать от коллег по фирме информацию, которая требуется в своей работе.
- Вносить руководству предложения по совершенствованию процессов в сфере бухгалтерии и финансов.
- Ставить подписи на документах в границах своей компетенции.
- Участвовать в совещаниях руководителей, где затрагиваются вопросы бухгалтерской отчетности.
- Знакомиться с проектами распоряжений руководства в области своей ответственности и вносить предложения по ним.
- По поручению руководства фирмы брать на себя обязанности главного бухгалтера в случае производственной необходимости.
- По поручению главного бухгалтера представлять фирму в отношениях с партнерами и контролирующими инстанциями.
5. Условия труда
- Заместитель главного бухгалтера может быть отправлен в командировку в случаях, оговоренных в трудовом договоре и других документах.
- Руководство фирмы может отправить заместителя главного бухгалтера в оплачиваемую поездку на конференцию или семинар с целью профессионального роста на условиях, обозначенных в соответствующих трудовых документах фирмы.
- Заместителю главного бухгалтера предоставляется доступ к отраслевым СМИ и интернет-ресурсам, подписками на которые располагает фирма.
- В случае выполнения специалистом дополнительной работы, в том числе по замещению главного бухгалтера, ему выплачиваются дополнительные средства в порядке, оговоренном в трудовом договоре.
Зачем требуется должностная инструкция заместителю главного бухгалтера
В документе даны четкие формулировки для специалиста по основным аспектам деловых отношений. Так, в нем изложены:
- требуемые навыки;
- требования по образованию и опыту работы;
- должностные обязанности;
- права и меры ответственности;
- другие ключевые аспекты.
Всё это помогает сориентировать заместителя главного бухгалтера: что ждет от него руководитель и какова его роль в компании. Руководство компании, в свою очередь, с помощью данной инструкции может упростить процессы контроля над работником и улучшить эффективность его рабочих процессов. Дополнительно документ дает возможность для предотвращения конфликтных ситуаций на работе, а также может использоваться в судебных разбирательствах.
Принципы должностной инструкции
Трудовое законодательство до сих пор не уделяет внимание описанию роли должностной инструкции. В результате работодатели адаптируют документ под свои нужды, придерживаясь, однако, некоторых распространенных стандартов. По этим стандартам типовая инструкция включает следующие разделы:
- Общие положения.
- Функции.
- Права.
- Ответственность.
К данным разделам работодатели могут добавлять и дополнительные, которые конкретизируют отдельные аспекты в деятельности специалиста. Наиболее популярны следующие дополнительные части:
- Условия труда.
- Должностные связи.
- Критерии оценки специалиста.
- Квалификационные требования.
Важно! Для создания или корректировки должностной инструкции можно использовать бухгалтерский профстандарт №103н, утвержденный Минтрудом в начале этого года.
Общие положения
Начальный раздел в инструкции. Он предназначен для перечисления общих принципов положения специалиста в фирме. Стандартными в разделе являются те пункты, где показано, кто заменяет специалиста, кто его принимает на работу и увольняет с неё и тому подобное.
Наиболее важное значение имеют пункты, где перечислены требования к стажу и образованию кандидата на должность, а также даны те навыки, которыми он должен владеть.
Важно! Заместитель главного бухгалтера должен заменять своего руководителя в случае необходимости. Это предъявляет повышенные требования к уровню специалиста. В данном случае можно даже выделить под квалификационные требования отдельный раздел.
Основные функции
В разделе даны основные обязанности заместителя главного бухгалтера. Помимо помощи главному бухгалтеру, в его функции может входить и оперативное управление каким-то направлением бухгалтерии, таким как отчетность по МСФО или налоговое планирование. В таком случае рекомендуется отдельно прописать данные функции.
Ответственность
Раздел отводится под перечисление случаев, когда специалист может быть привлечен к ответственности. Для заместителя главного бухгалтера важно упомянуть ответственность за раскрытие конфиденциальной внутренней информации.
Важно! Меры ответственности описываются в общих чертах, так как конкретно они могут быть определены лишь в ходе соответствующих разбирательств, в том числе и в суде.
Права
Здесь дается типовой список прав, примерно одинаковый у разных специалистов. Для бухгалтера важно подчеркнуть право на получение документов и информации, нужных для ведения отчётности, её сдачи и проверки корректности.
Условия труда
Сюда включаются не только стандартные права, такие как льготы и премии, но и те, которые связаны с особенностями бухгалтерской работы. Так, работодатель может взять обязательство снабжать специалиста отраслевой прессой и доступом к профильным онлайн-ресурсам. Также специалист может быть отправлен в оплачиваемые поездки на отраслевые конференции или семинары по повышению квалификации.
Для вступления инструкции в силу она должна быть согласована с руководителем фирмы и главным бухгалтером. Также в согласовании могут быть задействованы и другие лица (заместитель директора, юрист, начальник кадрового отдела). После этого с содержанием инструкции должен быть ознакомлен сам работник.
Инструкция распечатывается на фирменном бланке. В этом бланке должны содержаться подписи причастных лиц, их расшифровка, наименование самой организации и дата составления. Только после того, как все подписи поставлены, документ считается вступившим в силу.