Образец должностной инструкции страхового агента
1. Общая часть
- Страхового агента нанимает и увольняет руководитель компании по рекомендации начальника отдела продаж.
- Страховой агент подчиняется начальнику отдела продаж.
- Кандидат на данную позицию обязан соответствовать следующим параметрам:
- среднее или средне-специальное образование;
- опыт работы в продажах от 0,5 года.
- При временном отсутствии агента (лечение, отпуск и т.д.) его функции исполняет другой сотрудник, назначенный начальником отдела продаж.
- Страховой агент должен разбираться в:
- действующей нормативной базе, регулирующей область личных продаж и страхования;
- правилах и техниках личных продаж;
- разновидностях страховых услуг и их особенностях;
- параметрах оценки цен на страховые услуги в зависимости от различных факторов (возраст, состояние здоровья и пр.);
- параметрах возможных скидок и льгот для клиентов;
- методах актуальных расчетов;
- правилах оценки рисков при расчете страховых тарифов;
- теоретических основах страхования, маркетинга, психологии;
- региональной специфике страхового рынка;
- методах ведения соответствующего документооборота, в том числе заключения договоров страхования;
- трендах развития страхового дела;
- корпоративных стандартах в сфере охраны труда, внешнего вида, работы с документами и других, указанных в соответствующей корпоративной документации;
- методах использования в работе компьютерных программ и оргтехники.
- Страховой агент опирается на:
- соответствующие нормы и законы;
- документы компании;
- параметры этой инструкции.
2. Функции
Страховой агент занимается следующими вопросами:
- Помощь клиентам в заключении и оформлении требуемой им страховки.
- Поиск потенциальных клиентов с использованием баз данных и других источников.
- Общение с потенциальными и действующими клиентами (созвон, личная и повторная встреча) с целью заключения и продления договоров по страховке.
- Оценка рисков, необходимых при разработке параметров страхового договора (здоровье, социальная группа и пр.).
- Обеспечение корректности начисления и расчета страховых платежей.
- Информирование действующих клиентов о новых предложениях.
- Выполнение утвержденных планов по реализации страховых предложений.
- Участие в анализе эффективности коммерческих предложений.
- Участие в корректировке коммерческих предложений в связи с изменившимися условиями.
- Участие в планировании продаж страховых продуктов на следующий период.
- Консультирование клиентов по интересующим их аспектам страхового дела.
- Рассмотрение причин, способствовавших нарушению страховых договоров.
- Рассмотрение и урегулирование поступивших от клиентов жалоб по различным аспектам страховых отношений.
- Информирование руководства по настроениям и намерениям потенциальных и действующих клиентов.
- Заключение договоров по страхованию и ведение сопутствующей документации.
- Отслеживание результативности маркетинговой и рекламной активности компании.
- Отслеживание ситуации с реализацией страховых услуг у конкурентов компании.
- Занесение результатов общения с клиентами в базу данных компании.
- Мониторинг ситуации с оплатой клиентами страховых услуг.
- Соблюдение корпоративных стандартов по охране труда, пожарной безопасности и прочим аспектам.
3. Ответственность
Страховой агент привлекается к ответственности за:
- Совершенные им нарушения законов и правил — в соответствии с параметрами, указанными в трудовом, административном либо уголовном законодательстве.
- Невыполнение профессиональных обязанностей, указанных в этой инструкции и трудовом договоре, — в тех границах, которые закреплены в трудовом законодательстве.
- Передачу третьим лицам конфиденциальных сведений о клиентах — в пределах, указанных в актуальных разделах законодательства.
- Ущерб, который получен компанией по его вине, — в соответствии с параметрами, указанными в действующем законодательстве.
4. Права
Полномочия страхового агента:
- Иметь доступ к внутренней информации, необходимой в его профессиональной деятельности.
- Получать от работодателя компенсацию расходов на транспорт и мобильную связь в соответствии с положениями внутренних документов.
- Предлагать руководству меры по оптимизации своих трудовых процессов.
- Требовать от руководства поддержания условий, необходимых для ведения профессиональной деятельности.
- Знакомиться с проектами решений руководства, относящихся к его области ответственности.
Параметры создания должностной инструкции
В бизнес-практике применяются два формата должностных инструкций: типовой и расширенный. Типовой формат, который является самым распространённым, включает 4 раздела:
- Общая часть.
- Функции работника.
- Данные ему полномочия.
- Возможная ответственность.
Если компания-работодатель желает документировать другие аспекты деятельности служащего, то она может добавить к этим обязательным разделам ещё несколько. Наиболее востребованы:
- Условия работы.
- Критерии должностных взаимодействий.
- Параметры изменений инструкции.
- Критерии оценки эффективности (KPI).
Расширенная структура особенно востребована в крупном бизнесе. Она позволяет формализовать отношения с многочисленными сотрудниками, снижая необходимость личных разъяснений по трудовым вопросам.
Внимание! Инструкция относится к официальным документам, а это значит, что в ней должны присутствовать такие атрибуты, как расшифровка подписей, реквизиты компании и пр.
Общая часть
Начальная часть инструкции посвящена документированию базовых параметров должности:
- Порядку найма, увольнения и временной замены сотрудника.
- Уровню требуемой от него квалификации.
- Правилам, которыми он должен руководствоваться.
- Прочим аспектам общего характера, которые считает нужным описать работодатель.
Особую значимость имеют требования к квалификации. Они должны соотноситься с функциями, указанными во второй части инструкции, а также обеспечить прием на должность кандидата требуемого уровня.
Внимание! Навыки страховых агентов могут несколько отличаться в зависимости от конкретного вида страхования: физических и юридических лиц, недвижимого и движимого имущества и пр. Подобные специфические навыки прописываются в этом разделе.
Функции
Перечень должностных функций может несколько отличаться в разных компаниях. Он зависит от их организационно-правовой формы, региональной специфики, трудовой политики и прочих факторов. Выделяют также отдельную группу функций, обязательных для большинства профессий: работа с документами, поддержание корпоративных стандартов, правил поведения, требований безопасности.
Ответственность
В данном разделе в общей форме описаны возможности по привлечению сотрудника к ответственности за его нарушения. Общий формат объясняется тем, что конкретная мера наказания определяется на базе действующего законодательства, сложность и объем которого выходят за рамки инструкции.
Права
Полномочия, закрепленные за сотрудником в этом разделе, зависят от важности должности, кадровой политики и особенностей деятельности работодателя. Чем значительнее круг задач, за которые отвечает сотрудник, тем больше у него должно быть прав, помогающих в решении этих задач. Дополнительно здесь могут прописываться и трудовые льготы: компенсация нанимателем каких-то расходов, возможность повышения работником квалификации и пр.
Должностная инструкция перед вступлением в действие обязана пройти несколько этапов утверждения.
На начальном этапе она исследуется на соответствие:
- Внутренним стандартам компании-работодателя.
- Действующей административно-правовой базе.
- Отраслевым правилам и нормам.
- Стандартам делопроизводства.
В этом исследовании участвуют:
- Специалист по трудовому праву.
- Начальник отдела персонала.
- Специалист по документообороту.
- Профильные руководители.
На втором этапе согласованный вариант инструкции отправляется на сбор подписей. Их ставят лица, ответственные за согласование её содержания, в том числе и глава компании.
Заключительным этапом является знакомство с инструкцией работника и его согласие с её положениями, что удостоверяется его подписью на документе.