Образец должностной инструкции портье
1. Общие положения
- Портье подчиняется дежурному администратору отеля.
- Портье увольняется и нанимается соответствующим приказом управляющего отелем.
- От кандидата на эту должность требуется:
- законченное среднее образование;
- трудовой опыт в гостиничном деле от года.
- При временном отсутствия портье (заболевание, отпуск и т.д.) его приказом управляющего отелем заменяет другой сотрудник.
- Портье обязан знать:
- требования к качеству обслуживания в отеле;
- законодательную базу, регулирующую его деятельность;
- стандарты общения с клиентами;
- руководящий и обслуживающий персонал отеля;
- стоимость и набор услуг, предоставляемых отелем;
- параметры, применяемые для оценки качества работы персонала;
- стандарты регистрации и размещения постояльцев;
- стандарты оформления обязательной для клиентов документации;
- порядок размещения в отеле номеров и служб;
- правила бронирования номеров, заселения и выписки клиентов, а также расчетов с ними;
- обязательные для соблюдения персоналом отеля правила безопасности, внешнего вида и трудовой дисциплины;
- распорядок функционирования отеля и его служб.
- Портье руководствуется:
- актуальной нормативно-правовой базой;
- профессиональными правилами;
- внутренними документами отеля;
- информацией из инструкции.
2. Функции
За портье закрепляются следующие трудовые функции:
- Помощь в заселении и размещении клиентов отеля.
- Помощь в заполнении клиентами необходимых документов.
- Отслеживание качества подготовки номеров к приему новых постояльцев.
- Мониторинг ситуации со сдачей номеров, их заселением и бронированием.
- Отслеживание своевременности и полноты оплаты клиентами услуг отеля.
- Наблюдение за соблюдением клиентами и персоналом правил отеля.
- Помощь персоналу в разрешении возникших спорных ситуаций с постояльцами.
- Хранение и выдача ключей и карточек от номеров.
- Информирование администратора о забытых и утерянных посетителями предметах.
- Информирование дежурного администратора о возможных ЧС.
- Взаимодействие с персоналом отеля по вопросам помощи клиентам.
- Поддержание в работе обязательных для сотрудников отеля правил (внешний вид, трудовая дисциплина, пожарная безопасность и пр.).
- Отслеживание соблюдения в отеле параметров чистоты и порядка.
- Консультирование клиентов, а также оказание им помощи, в границах своей компетенции.
- Ведение необходимого документооборота.
- Выполнение распоряжений дежурного администратора, не противоречащих положениям трудовой документации.
3. Ответственность
Портье отвечает за следующие нарушения:
- Невыполнение трудовых функций, данных в этой инструкции и другой документации, — в пределах, указанных в трудовом законодательстве.
- Несоблюдение действующих норм и законов — в соответствии с параметрами, изложенными в разделах административного, трудового или уголовного законодательства.
- Причинение материального ущерба отелю — в пределах, описанных в соответствующих разделах законодательства.
4. Права
Портье владеет следующими полномочиями:
- Предлагать менеджменту отеля мероприятия по совершенствованию трудовых параметров.
- Иметь доступ к необходимым в работе внутренним данным и документам.
- Требовать от менеджмента отеля создания условий, нужных для эффективного выполнения должностных обязанностей.
- На время работы получать доступ к служебному помещению в отеле.
- Знакомиться с проектами документов, затрагивающих его зону ответственности.
Параметры написания должностной инструкции
Должностная инструкция может иметь стандартную или расширенную структуру. В первом варианте она состоит из четырёх разделов:
- Общие положения.
- Трудовые функции.
- Потенциальная ответственность за служебные нарушения.
- Комплекс должностных прав.
Если наниматель намерен яснее прописать какие-то стороны деятельности работника, то он может добавить ещё некоторые разделы. Наиболее востребованы:
- Должностные особенности.
- Параметры служебных взаимодействий.
- Принципы оценки достигнутых сотрудником результатов (KPI).
- Порядок сдачи и приема рабочей смены.
Расширенная структура часто применяется в крупных компаниях, которые предпочитают документировать свои отношения с сотрудниками. Также она используется в инструкциях для менеджеров высшего звена. Стандартная структура популярна в инструкциях для массовых профессий, а также в средних и мелких организациях-работодателях.
Внимание! Должностную инструкцию можно оформить как приложение к трудовому договору или в форме отдельного локального правового акта.
Общие положения
Начальный раздел применяется для документирования должностных параметров общего характера. Так, в нем перечисляются следующие моменты:
- Кто руководит сотрудником.
- Кем принимается решение о его приеме на работу и увольнении.
- На какие положения он обязан ориентироваться в работе.
- Каковы правила его временной замены.
- Каким параметрам по опыту, образованию и владению нужными знаниями обязан соответствовать кандидат на должность.
- Иные параметры общего характера.
Внимание! Для портье уровень требуемой квалификации может несколько различаться в зависимости от класса гостиницы. Например, где-то от него может потребоваться хорошее знание иностранного языка.
Функции
Здесь документируются трудовые задачи сотрудника, выполнения которых вправе требовать от него руководитель. Они носят различный характер:
- Должностные — функции, которые лежат в основе конкретной профессии.
- Вспомогательные — обязанности, дополняющие профильные функции. На их перечень и объем воздействуют особенности организации-работодателя, ситуация с персоналом, значимость профессии и другие факторы.
- Базовые — эти функции входят в большинство инструкций: заполнение требуемых документов, соблюдение норм охраны труда, корпоративных стандартов и т.д.
При создании этого раздела часто используют подходящие параграфы из профильных справочников профессий и профстандартов.
Ответственность
Данная часть инструкции обычно носит упрощенный характер. Связано это с тем, что наказание за должностные проступки определяется на основе действующей нормативно-правовой базы, а в некоторых случаях — и с привлечением свидетелей, доказательств, адвокатов. Все это мешает полноценному описанию ответственности в рамках инструкции, поэтому раздел ограничивается несколькими упрощенными параграфами.
Права
Перечень должностных прав, предоставленных работнику его нанимателем, зависит от ряда факторов: значимости профессии, отраслевой специфики, кадровой политики и других моментов. К ним можно добавить и дополнительные льготы, положенные сотруднику: повышение его квалификации за счет нанимателя, компенсация ему части служебных расходов и т.д.
Создание должностной инструкции происходит в несколько этапов:
- Создание черновика с использованием типовых образцов, отраслевых стандартов и параметров трудового договора.
- Его обсуждение с юристом, специализирующемся на трудовых вопросах, кадровиком и специалистом по делопроизводству. Они проверяют документ на соответствие правовым нормам, внутренним стандартам и отраслевым нормативам.
- Подготовка чистового варианта, с учетом высказанных специалистами замечаний.
- Его распечатка с соблюдением норм делопроизводства (официальный бланк, расшифровки подписей и пр.).
- Визирование чистового варианта руководителями и специалистами, ответственными за утверждение инструкции.
Заключительные подписи ставят руководитель организации-работодателя и сам сотрудник, для которого создавалась инструкция.
Если организация крупная и ей требуется много инструкций, то рекомендуют сперва утвердить регламент, документирующий процесс их создания и утверждения.