Образец должностной инструкции директора по маркетингу
1. Основные положения
- Директора по маркетингу нанимает и увольняет генеральный директор фирмы.
- Директор по маркетингу подчиняется руководителю фирмы.
- В случае временного отсутствия директора по маркетингу (командировка, заболевание и пр.) закрепленные за ним обязанности на определенный срок переходят к его заместителю.
- Кандидат на данную позицию обязан соответствовать следующим критериям:
- высшее профильное образование;
- уровень владения деловым английским не ниже B2;
- опыт работы в области маркетинга от пяти лет.
- Директор по маркетингу должен разбираться в:
- действующих нормах и законах, касающихся маркетинговой деятельности фирмы;
- текущей рыночной ситуации в сфере деятельности фирмы и перспективах её изменения;
- правилах и методах анализа маркетинговой деятельности;
- принципах мерчандайзинга;
- технологических и иных особенностях реализуемых товаров;
- основах ценообразования на закупаемые и реализуемые товары;
- правилах взаимодействия с основными контрагентами фирмы;
- принципах делопроизводства;
- алгоритмах продвижения товаров через разнообразные каналы;
- основах маркетингового планирования и бюджетирования;
- принципах рекламы и PR-продвижения;
- основах работы со СМИ, онлайн-ресурсами и социальными сетями;
- успешных практиках и тенденциях маркетинга в стране и мире;
- правилах работы с соответствующим программным обеспечением;
- теоретических основах экономики, маркетинга, менеджмента.
- Директор по маркетингу руководствуется:
- действующей нормативно-правовой базой;
- внутренней документацией;
- положениями этой инструкции.
2. Функции
Директор по маркетингу отвечает за следующие вопросы:
- Организацию маркетинговой деятельности фирмы.
- Внесение рекомендаций главе фирмы по кадровым перемещениям в сфере своей ответственности.
- Ведение аналитической деятельности по маркетинговому направлению.
- Организацию маркетингового планирования.
- Разработку предложений по маркетинговому бюджету.
- Проведение встреч с партнерами фирмы, представителями СМИ, социальных сетей по вопросам, относящимся к маркетинговой деятельности.
- Организацию документооборота в сфере маркетинга.
- Продвижение товаров и услуг с использованием необходимых инструментов на основе изучения актуальных рыночных тенденций.
- Координацию деятельности сотрудников и подразделений фирмы в области маркетинга.
- Выстраивание долгосрочных отношений с ключевыми клиентами.
- Подготовку предложений по параметрам реализуемых товаров, относящихся к маркетингу (стиль, сервис, цены и пр.).
- Текущий контроль за корректностью проведения рекламных и маркетинговых мероприятий.
3. Ответственность
Директор по маркетингу несет ответственность за:
- Ущерб, понесенный фирмой по его вине, — в размерах, прописанных в трудовом законодательстве.
- Разглашение конфиденциальных сведений — в соответствии с внутренними правилами и нормами действующего законодательства.
- Правонарушения, совершенные при исполнении должностных обязанностей, — в соответствии с принципами трудового, административного, уголовного права.
- Невыполнение своих должностных функций — в соответствии с параметрами трудового законодательства.
4. Права
Директор по маркетингу имеет следующие права:
- Принимать решения по кадровыми вопросами в сфере маркетинга.
- Предлагать мероприятия по улучшению ситуации в области своей ответственности.
- Осуществлять текущее руководство подчиненными сотрудниками.
- Требовать от служащих фирмы доступа к данным, нужным для выполнения своих обязанностей.
- Участвовать в выработке маркетинговой политики фирмы.
- Представлять фирму при взаимодействии с партнерами в пределах своей компетенции.
- Визировать документы в границах установленной компетенции.
- Требовать от руководства поддержания условий, нужных для эффективного выполнения своих функций.
- Знакомиться с проектами решений, затрагивающих аспекты маркетинговой деятельности.
5. Условия труда
- Директору по маркетингу в рабочее время предоставляется служебный автомобиль.
- Работодатель оплачивает директору по маркетингу его затраты на сотовую связь, транспорт, а также представительские расходы, в соответствии с правилами фирмы, закрепленными в соответствующей документации.
- Работодатель обеспечивает директору по маркетингу доступ к необходимым в его деятельности информационным ресурсам.
- По итогам года директору по маркетингу выплачивается дополнительное вознаграждение, по мере достижения плановых показателей (KPI), утвержденных в соответствующих документах фирмы.
Аспекты создания должностной инструкции
Поскольку действующее законодательство не содержит параметров написания инструкций, работодатели имеют возможности их составления с учетом своих особенностей. Обычно они ориентируются на типовые образцы инструкций, адаптируя их под свои потребности, с применением норм делопроизводства. Подобные документы имеют следующую структуру:
- Основные параметры.
- Должностные функции.
- Полномочия сотрудника.
- Его ответственность.
В случае составления инструкция для топ-менеджеров может использоваться расширенный формат. В нем к вышеперечисленным добавляют какие-то из следующих разделов:
- Особенности трудовой деятельности.
- Параметры оценки эффективности (KPI).
- Принципы должностных взаимодействий.
Расширенные инструкции позволяют формализовать отношения менеджера с работодателем, что особенно важно в крупном бизнесе, со множеством разнообразных сотрудников.
Основные параметры
Вводная часть инструкции, посвященная описанию базовых аспектов деятельности сотрудника: порядку его кадровых перемещений, требований к уровню его квалификации и других параметров. Особое значение имеет список навыков, который должен соответствовать обязанностям, указанным в следующей части. Так, если фирма ведет международную деятельность, следует отдельно написать требование к уровню владения иностранным языком; в крупном бизнесе могут потребовать образование уровня MBA и пр.
Функции
Основная часть инструкции, в которой исчерпывающе — чтобы избежать возможных недопониманий — даны обязанности сотрудника. Их объем сильно зависит от должности и особенностей нанимателя: размеров, отрасли, численности сотрудников и других моментов. Для топ-менеджеров раздел составляют с ориентацией на наличие у них подчиненных и заместителей, что позволяет разгрузить их от второстепенных непрофильных функций.
Ответственность
Раздел перечисляет основания для возможного наказания топ-менеджера. Обычно сюда входят 3-4 раздела. Для руководящих позиций отдельно добавляют пункт об ответственности за разглашение конфиденциальной информации.
Внимание! Раздел имеет ограниченный объем, поскольку ответственность сотрудника определяется на базе действующего законодательства, параметры которого выходят за рамки инструкции.
Права
В статье 21 ТК содержатся основные права любого работника. Задача этого раздела — перечислить дополнительные возможности для сотрудника, данные ему конкретным работодателем. По общему принципу, чем значительнее круг вопросов, за которые отвечает сотрудник, тем большими возможностями он наделяется.
Условия труда
В инструкциях для руководящих позиций часто добавляют льготы и возможности, предоставленные менеджеру нанимателем. Обычно здесь прописывают оплату работодателем расходов на транспорт, связь, дополнительное обучение, доступ к отраслевой прессе и информационным ресурсам. Конкретные параметры оплаты прописывают в отдельном документе, на который ссылаются в инструкции.
Должностная инструкция для руководящих позиций проходит следующие этапы утверждения:
- Создание первоначального варианта.
- Его обсуждение с юристом, руководителем кадрового отдела, главой фирмы.
- Подготовка чистового варианта, с учетом полученных замечаний.
- Проставление подписей на чистовике лицами, с которыми согласовывалось его содержание.
- Визирование документа главой фирмы.
- Подписывание инструкции самим менеджером в процессе его приема на работу.
Внимание! Инструкция может утверждаться как локальный правовой акт приказом главы фирмы. Также она может составляться в формате дополнения к трудовому договору.