1. Институт защиты прав и законных интересов группы лиц (группового иска) появился в арбитражном процессе в соответствии с ФЗ от 19.07.2009 N 205-ФЗ. Затем ФЗ от 18.07.2019 N 191-ФЗ существенно изменил и усовершенствовал модель группового иска и ввел ее также в ГПК (гл. 22.3).
Из нескольких классификаций исков, принятых в процессуальной доктрине, групповой иск выделяется по критерию защищаемых интересов <1>. Основанием для его выделения в классификации исков являются вопросы о выгодоприобретателе по соответствующему иску, т.е. лице, чьи права и интересы защищаются в суде, и о характере защищаемого интереса. На этой основе можно выделить особенности процессуального регламента, связанные с возбуждением дела, его подготовкой, понятием надлежащих сторон, полномочиями истца-представителя, судебным разбирательством, содержанием судебного решения, его исполнением и др.
--------------------------------
<1> См.: Ярков В.В. Новые формы исковой защиты в гражданском процессе (групповые и косвенные иски) // Государство и право. 1999. N 9. С. 32 - 40.
Таким образом, групповой иск:
- это иск о защите большой группы лиц, многочисленность которой не позволяет обеспечить фактическое участие в деле всех участников группы;
- оказавшейся в одинаковой юридико-фактической ситуации;
- общие права и интересы которой нарушены одним ответчиком (соответчиками);
- подается истцом - представителем группы от имени участников группы;
- полный состав группы неизвестен на момент возбуждения дела, но определяется в ходе подготовки и судебного разбирательства и персонифицируется окончательно в судебном решении;
- группа имеет общее требование с единым способом правовой защиты, общим предметом доказывания;
- по судебному решению участники группы получают общий положительный результат (в случае удовлетворения иска).
Групповой иск исторически оказался тем процессуальным средством, которое позволяет наиболее адекватно из существующего процессуального инструментария защищать интересы больших групп граждан и организаций, оказавшихся в одинаковой юридико-фактической ситуации, когда их права и интересы нарушены одним ответчиком. Имея некоторые признаки большого соучастия либо иска, подаваемого представителем от значительного числа соистцов, групповой иск имеет тем не менее оригинальную правовую природу, позволяющую соединить в одном процессе требования множества лиц, давая им возможность присоединиться к первому требованию истца-представителя через механизмы оповещения, преобразуя неопределенный круг потерпевших к концу судебного разбирательства во вполне персонифицированную группу, состав которой будет определен в судебном решении. Суды тем самым освобождаются от необходимости рассмотрения множества однотипных исков. В этом плане групповой иск соответствует задаче обеспечения равенства перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ, ст. 7 АПК), уравнивая шансы участников группы на получение судебной защиты и возмещение ущерба от одного ответчика.
Отметим, что по своей идеологии конкурентом группового иска при достаточно большой численности группы лиц является производство по делам о несостоятельности, которое в конечном счете преследует те же цели, что и групповой иск, - уравнять шансы на возмещение ущерба.
К рассмотрению групповых исков, помимо правил, установленных в гл. 28.2, применяются все общие правила искового производства арбитражного процесса в соответствии с разд. II АПК. Кроме того, к корпоративным групповым искам применяются также дополнительно и правила, установленные гл. 28.1 АПК. Поскольку групповым иском в сфере корпоративных отношений могут защищаться права и в сфере административного судопроизводства, в частности, в соответствии с ч. 2 ст. 225.2, то, соответственно, к данным делам дополнительно применяются процессуальные правила, установленные разд. III АПК.
2. В ч. 1 комментируемой статьи даны условия квалификации иска как группового. Для квалификации группы в понимании гл. 28.2 АПК необходимо соблюдение всех четырех условий объективного и субъективного характера, которые должны быть в совокупности. Кроме того, согласно ч. 5 комментируемой статьи ко дню обращения в суд первого лица к его требованию о защите прав и законных интересов этой группы лиц должно присоединиться не менее пяти лиц, отвечающих критериям компетенции арбитражного суда по АПК (1 + 5).
Очень важным является вопрос о квалификации правоотношения как общего либо однородного для всей группы лиц, поскольку все они должны быть его участниками (ч. 1 ст. 225.10 и п. 2 ч. 1 ст. 225.13 АПК). Возникает вопрос не только теоретического, но и достаточно прикладного характера - о понимании правоотношения либо как индивидуального, либо как единого сложного правоотношения, объединяющего в себе множество элементарных правоотношений и основанного на многосубъектности. Судебная практика в основном исходила из довольно ограниченного понимания общего правоотношения (См., например: Постановления Президиума ВАС РФ от 09.10.2012 N 7628/12 по делу N А40-106587/11-6-913; ФАС Московского округа от 25.04.2012 по делу N А40-106587/11-6-913).