1. В комментируемой статье нашел отражение принцип сочетания единоличного и коллегиального рассмотрения дел в арбитражных судах, суть которого проявляется в том, что приоритет при рассмотрении дел в арбитражных судах первой инстанции отдается единоличному рассмотрению, а при проверке и пересмотре судебных актов вышестоящими арбитражными судами в основном применяется коллегиальное рассмотрение.
При этом в арбитражных судах первой инстанции различаются две разновидности коллегиального состава арбитражного суда, рассматривающего дело в первой инстанции: 1) из трех профессиональных судей; 2) из одного профессионального судьи и двух арбитражных заседателей. Что касается судов, осуществляющих проверку или пересмотр судебных актов, то в них также выделяются два вида коллегиального состава: 1) из трех профессиональных судей; 2) из иного нечетного количества судей.
Применительно к судам первой инстанции закон выделяет четыре основания коллегиального рассмотрения, а именно: 1) прямое указание закона (когда закон прямо говорит о необходимости исключительно коллегиального рассмотрения дел определенных категорий); 2) волеизъявление стороны (когда по ходатайству хотя бы одной из сторон дело рассматривается коллегиальным составом из судьи-профессионала и двух арбитражных заседателей); 3) правоприменительный акт уполномоченного законом субъекта - председателя судебного состава (когда судьей, рассматривающим дело, на имя председателя судебного состава подано мотивированное заявление о передаче дела на коллегиальное рассмотрение в связи с его особой сложностью); 4) указание суда кассационной или надзорной инстанции о необходимости повторного рассмотрения дела именно коллегиальным составом суда после отмены судебного акта по этому делу с направлением его на новое рассмотрение.
2. Только коллегиальному рассмотрению тремя профессиональными судьями подлежат в силу прямого указания ч. 2 комментируемой статьи следующие категории дел:
1) дела об оспаривании нормативных правовых актов;
2) дела, относящиеся к подсудности Суда по интеллектуальным правам.
Поскольку компетенцией по рассмотрению дел об оспаривании нормативных правовых актов в системе арбитражных судов обладает только Суд по интеллектуальным правам, можно констатировать, что прямое указание ст. 17 АПК в действующей редакции относительно круга дел, подлежащих исключительно коллегиальному рассмотрению тремя профессиональными судьями, касается только Суда по интеллектуальным правам.
О возможности обязательного коллегиального рассмотрения по иным категориям дел, помимо прямо указанных в ч. 1 ст. 17 АПК, комментируемая статья не говорит. Однако, согласно ч. 2 ст. 223 АПК, дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судьей единолично, если иное не предусмотрено ст. 17 настоящего Кодекса. В то же время ни в АПК, ни в ФЗ о несостоятельности коллегиальное рассмотрение дел о банкротстве по существу в настоящее время не предусматривается.
Тем не менее коллегиальное рассмотрение тремя профессиональными судьями применяется в соответствии со специальными нормами еще по двум категориям дел, первая из которых относится к подсудности арбитражных судов округов, вторая - арбитражных судов субъектов РФ:
1) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (ч. 1 ст. 222.8 АПК);
2) об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих по заявлению органа по контролю (надзору) (п. 12 ст. 23.1 ФЗ о несостоятельности) <1>.
--------------------------------
<1> Согласно разъяснению Президиума ВАС РФ правило ч. 2 ст. 223 АПК о единоличном рассмотрении дел о банкротстве к такому заявлению не применяется, так как данное заявление не связано с рассмотрением какого-либо конкретного дела о банкротстве (см.: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14.02.2013 N 154).
Кроме коллегиального рассмотрения, применяемого по конкретным категориям дел в силу прямого указания закона, АПК предусматривает также коллегиальное рассмотрение дела судьями-профессионалами по решению председателя судебного состава и на основании обязательного указания вышестоящего суда.
Возможность коллегиального рассмотрения дела на основании решения председателя судебного состава фактически означает не что иное, как передачу дела, на которое обязательная коллегиальность не распространяется, на рассмотрение тремя профессиональными судьями. При этом законодатель ограничивается указанием лишь на одно основание решения вопроса о такой передаче - сложность дела, не раскрывая его содержания. По смыслу комментируемой нормы инициатором рассмотрения вопроса является судья, в производстве которого находится дело. Он должен в специальном заявлении на имя председателя судебного состава, подаваемом в стадии подготовки дела к судебному разбирательству, привести мотивы передачи дела на коллегиальное рассмотрение, т.е. обосновать сложность дела в качестве мотива для такой передачи. При этом оба уполномоченных субъекта (судья, подающий заявление, и председатель судебного состава) в отсутствие законодательно закрепленных критериев сложности обладают полномочием решать вопрос о сложности дела по своему усмотрению <1>.
--------------------------------
<1> Представляется, что в качестве ориентира могут быть использованы Рекомендации по применению критериев сложности споров, рассматриваемых в арбитражных судах РФ, утв. информационным письмом Президиума ВАС РФ от 01.07.2014 N 167 (см.: Вестник экономического правосудия РФ. 2014. N 9).